Необходимость развития моторики рук, обусловлена тесным взаимодействием ручной и речевой моторики. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого - развитию речевой функции. Рекомендуются различные виды упражнений, направленные на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук.
Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук:
Развитие ручной умелости (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание и др.).
Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание , сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него.
Пальчиковый театр.
Упражнения по подготовке руки к письму (работа с трафаретами, шаблонами, фигурными линейками, объемными и плоскостными изображениями предметов.
Родителям детей до 3 лет рекомендуется проводить:
- поглаживание кистей рук в направлении от кончиков пальцев к запястью;
- упражнения на сгибание и разгибание пальцев;
- перебор сначала более ярких и крупных предметов, затем более мелких;
- пальчиковую гимнастику и народные игры типа «Сорока- белобока» , «Пальчик-мальчик», в ходе которых дети повторяют движения взрослых самостоятельно или выполняют их в содружестве, вырабатывая ловкость и умение управлять своими движениями.
Например:
-Сорока, сорока, Где была? -
Далеко! Кашку варила |
Водить по ладони ребенка пальцем
«варить кашку»,чередуя |
– На стол становила
На крыльцо скакала,
Гостей поджидала
Этому кашки,
Этому бражки,
Этому калины,
Этому малины,
А этому – шишок,
Шишок под носок!
Он мальчик мал,
Крупку не драл ,
По воду не ходил,
Кашку ему не дадим!
Шуг-шуг! Полетели,
На голову сели, Песенки запели! |
поглаживающие «скачущие» движения.
Сгибать каждый палец ребенка,
начиная с большого
Не сгибать мизинец ребенка
слегка Массировать («чтобы он быстрее рос»).
Поднимать руки ребенка вверх и класть их на голову, слегка поглаживая. |
Дети 3-7 лет для развития ручной умелости должны:
- катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики;
- запускать пальцами мелкие «волчки»;
- разминать пальцами пластилин и глину, лепить различные поделки;
- сжимать и разжимать кулачки «бутончик проснулся и открылся, а вечером заснул и закрылся» );
- делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
- барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
- махать в воздухе только пальцами;
- собирать все пальцы в щепотку;
- нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку;
- завязывать узелки на шнурке, веревке;
- застегивать (растегивать) пуговицы;
- играть с конструктором, мозаикой;
- складывать матрешки;
- рисовать в воздухе;
- мять руками поролоновые шарики, губки;
- рисовать, раскрашивать, штриховать;
- резать (вырезать) ножницами;
- плести из бумаги коврики, корзинки, косички;
- шить, вышивать, вязать;
- выполнять аппликации.
Советы родителям леворуких детей
Леворукость не определяется как патология и для беспокойства нет причин.
Преимущественное владение рукой зависит не от « хотения» ребенка или его упрямства, не от его желания или нежелания, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только «ведущую» руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций.
Владение ребенком той или иной рукой в качестве ведущей следует рассматривать как проявление индивидуальности в пределах нормы. Истоками леворукости могут быть наследственные факторы, процессы, происходящие в период развития плода (пренатальный период).
Переучивать леворуких детей не следует, так как принудительное изменение доминантности ведет к нежелательным последствиям. Переучивание ребенка (изменение его специфических качеств) влияет на психическое состояние, эмоциональное благополучие и здоровье в целом (возникают вспыльчивость, капризы, раздражительность, беспокойный сон, головные боли, вялость; невротические реакции: нервные тики, энурез, заикание).
У леворуких детей при переучивании проявляется почти весь комплекс нарушений почерка и трудностей формирования навыка письма. Развивать мелкую моторику левой руки следует так же, как и правой, но с акцентом на левую руку, так как писать в школе ребенок будет именно ею.
Пальчиковые упражнения при подготовке к школе следует выполнять с акцентом на левую руку, но не забывать о правой, так как она является «помощницей» в бытовой деятельности.
В процессе развития у ребенка может самостоятельно произойти смена доминирующего полушария, после чего у праворукого ребенка может развиться так называемое «скрытое левшество» (критический период - 11-12 лет).
Смену доминирующего полушария у ребенка следует принять как естественное проявление развития. |