Дети любят игры, особенно подвижные, поэтому всегда с удовольствием
выполняют во время физкультминуток все задания, в которых ритм речи определяет
ритм движений. Особенно важно применение речевых физкультминуток в работе с
детьми, у которых нарушения в развитии осанки и стопы, врожденной патологией.
Установлено, что функциональные возможности таких дошкольников имеют более
низкие значения по сравнению с детьми, посещающими обычные группы. Наиболее
значимые различия выявлены по показателям функциональных резервов внешнего
дыхания, нервно-мышечной системы, психоэмоционального состояния, уровня
физической подготовленности. Проведение речевых физкультминуток, во время которых
разнообразные движения сочетаются со словом, особенно важно для детей с
нарушениями опорно-двигательного аппарата. При их систематическом выполнении
корректируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, а
также естественно и ненавязчиво развивается мышечная активность.
Двигательные упражнения в сочетании с речью координируют движения
определенных мышечных групп (рук, ног, головы, корпуса) ребенка с его речью.
Кроме того, двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает
своеобразный (активный) отдых ребенку, повышает его умственную
работоспособность, предупреждает утомление, способствует развитию подвижности
нервных процессов, создает у дошкольников уравновешенное нервно-психическое
состояние.
Для успешной организации речевых физкультминуток необходим
целенаправленный подбор речевого материала, доступный комплекс двигательных
упражнений. Целесообразно включать в логопедические занятия при проведении
физкультминуток, дыхательную гимнастику, психогимнастику, музыкальное
сопровождение, элементы логоритмики (отстучать определенный такт, изменить
темп, характер, направление движения в зависимости от характера музыки), пение,
речевые игры.
В организации физкультминуток необходимо учитывать, что упражнения должны
отвечать следующим требованиям:
·
быть простыми по структуре, интересными
и знакомыми детям, удобными для выполнения на ограниченной площади;
·
включать движения, вовлекающие крупные
группы мышц и улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем (на расслабление
мышц рук, на развитие мелкой моторики);
·
эмоциональными и достаточно
интенсивными (подскоки, приседания, повороты и наклоны туловища и головы, бег и
ходьба на месте);
·
связанными с содержанием занятий (с
работой над изучаемым звуком, над определенной лексической темой или
грамматической категорией), а движения и тексты – быть доступными детям.
Игровой элемент стимулирует детей на новые успехи, вызывает интерес и
радостное ожидание последующих занятий. Поскольку двигательные упражнения
сопровождаются речью, материал для произношения и комплексы упражнений для
проговаривания текста, целесообразно подбирать в соответствии с речевыми
возможностями дошкольников, с учетом их возраста и этапов логопедического
воздействия – от простого к сложному.
Продолжительность интегрированного занятия может быть
на 1/3 больше обычного. |