1. Прием вновь поступающих детей проводится по графику, согласованному с родителями, в период с апреля по август.
2. Необходимо стараться принимать в группу не более 1-2 детей в неделю, чтобы воспитатели и специалисты могли уделить им максимум внимания.
3. По желанию родителей дети могут находится в учреждении не полный день, а всего несколько часов. По мере привыкания время пребывания ребенка в группе увеличивается.
4. Утренний осмотр в привычном регламенте не проводится. Мама сама измеряет температуру ребенку, показывает чистоту кожных покровов, заносит в журнал данные.
5. Все время, пока идет набор детей в ясли, утренний фильтр проводит старшая медицинская сестра. Выясняется, как ребенок спал, что беспокоит родителей в его поведении и самочувствии, принимаются к сведению их пожелания.
6. При правильно организованной работе с малышами дети привыкают к условиям дошкольного учреждения в течение 21-30 дней.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе. Основные критерии адаптации ребенка к условиям яслей.
К основным критериям адаптации относятся: - поведенческие реакции; - уровень нервно-психического развития;
- заболеваемость и течение болезни;
- главные антропометрические физического развития (рост, вес).
Легкая степень адаптации.
При нормальной адаптации у ребенка быстро восстанавливаются поведенческие реакции (примерно через 2-3 недели), не отмечается задержки нервно-психического развития, он не болеет или болеет всего один раз, не более недели, без осложнений;
увеличение длины и массы тела соответствует возрастным показателям.
Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребенок поддается ритуальному прощанию, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Речь затормаживается, но ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого.
К концу первого месяца восстанавливается активная речь.
Средняя степень.
Нарушения в общем состоянии выражаются ярче.
Сон восстанавливается через 20-40 дней, качество сна тоже страдает.
Аппетит восстанавливается через 20-40 дней.
Отношение к близким- эмоционально- возбужденное ( плач, крик, при расставании и встрече). Отношение к детям безразличное. Речевая активность снижена.
Заболеваемость до 2 раз не более 10 дней. Вес не изменяется или несколько снижен.
Появляются признаки невротических реакций: избирательность в отношениях со взрослыми и детьми, общение только в определенных условиях. Изменение вегетативной нервной системы: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щеки, шелушение кожи.
Тяжелая степень.
Ребенок плохо засыпает, сон короткий, вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, функциональное нарушение стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, малыш много и длительно плачет. Поведенческие реакции ребенка нормализуются лишь к 60-му дню пребывания в дошкольном учреждении.
Отношение к близким- эмоционально -возбужденное, лишенное практического взаимодействия. Отношение к детям- избегает, сторонится или проявляет агрессию.
Отказ от участия в деятельности. Речью не пользуется, или имеет место задержка речевого развития на 2-3 периода. Если наблюдается замедление нервно- психического развития, он часто болеет, нет прибавки в весе, не увеличивается рост в течение 3-6 месяцев, то можно с уверенностью сказать, что работа ясельной группы не продумана и детям здесь плохо.
Разумеется, такой вывод можно сделать, если так проходит адаптация у большинства вновь поступивших ребятишек.
Взаимодействие с детьми в адаптационный период.
Вводите новое постепенно. Используйте игровые методы взаимодействия с ребенком. Создавайте положительную установку на предстоящие режимные вопросы. Рассказывайте сказки, пойте колыбельные перед сном. Используйте элементы телесной терапии (обнимание и поглаживание ребенка, игры с прикосновениями «рельсы, рельсы, шпалы, шпалы»).
По рекомендации врача подвешивайте над кроваткой возбудимого ребенка мешочки с успокаивающими сборами трав.
1-й этап – «Мы играем только с мамой».
2-й этап – «Я играю, а мамочка рядом».
3-й этап – «Я немножко поиграю один или с новой тетей, а мама может уйти на некоторое время».
4-й этап – «Мне хорошо и спокойно, я могу остаться здесь без мамы». |